- ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. С помощью О. э. выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап, т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (навыков, умений). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О. э. осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который обучаемым еще не изучался. О. э. является опытом, «забегающим вперед» по сравнению с учебной программой. Основной опыт имеет разные фазы: в первой испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформировать закономерность, составляющую условие задачи). На следующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, строго дозированная помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявлять как «актуальный уровень развития», так и «зону ближайшего развития» (по терминологии Л. С. Выготского). О. э. используется в психологии не только для исследования, но и для диагностики умственного развития, в частности такого свойства, как обучаемость. О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. В этом случае выбираются заведомо трудные задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.